ОбществоПротест протесту рознь: меньшинство требует потребления, народ — справедливости
Добромир21.10.202021.10.20200
Очень важный отрывок из передачи Александра Щипкова. Привожу тезисы:
«Во время Русской весны доверие к президенту подскочило до 84%. Это был пик, отражающий невероятный энтузиазм народа из-за возвращения Крыма. Власть и народ достигли максимальной солидарности за всё постсоветское время.
Этому не помешали ни падения рубля, ни инфляция из-за экономических ударов Запада по России. Наоборот, трудности воспринимались как должное, с некоторой даже бравадой.
Некоторое разочарование и уныние начались не в связи с проблемами в экономике. Они были вызваны как раз заморозкой Русской весны, неоправданных ожиданий её продолжения. Потеряв общее большое дело, люди острее почувствовали свои материальные проблемы.
Рост протестных настроений действительно наблюдается. Но причины его совсем неоднородны. Протест протесту рознь.
Есть протест меньшинства – так называемого городского среднего класса. Его идеология – это понимание самого процесса потребления как сакрального. Их привычное потребление можно поддерживать, только идя против интересов остального населения.
Сжатие ресурсов государства вызывает ненависть среднего класса к государству и народу одновременно. Отсюда протесты рассерженных горожан, попытки госпереворота.
Смешно, когда офисные работники с высокими зарплатами, говорят о бедности, о социальной справедливости. Их уровень потребления невероятно высок для России и большинства стран мира. О бедности больше кричат те, кто вовсе не бедны. А зачастую и вовсе живут на ренту.
В 2014 году национальная консолидация заблокировала политические возможности среднего класса. Он стал маргинализироваться.
Но за шесть лет крымский эффект ослабел, западники вновь реабилитировались, сели на конёк борьбы с коррупцией. Во главе этой борьбы поставили вора (Навальный).
В противовес этому протесту растёт недовольство большинства народа. Это недовольство совсем иное. Это недовольство неравенством.
События 2014 года всколыхнули самые острые темы справедливости и национальной гордости. Те события объединили белых и красных, указали нам общие для всех идеалы и цели. В Крым и Донбасс поехали как сторонники царской России, так и сторонники советской России. Они нащупали точки соприкосновения. И вот это-то напугало прозападную часть элиты, средний класс.
Не бедность как таковая является главным раздражителем. Русский народ жил и в более тяжёлые времена, но при этом не роптал, если чувствовал справедливость.
Что действительно в народе звучит всё сильнее – это недовольство незаслуженным неравенством. Звучит требование социальной справедливости.
Народу не нужно статусное потребление. Народу нужна солидарность.
Народу нужна национализация всех аспектов национального бытия – экономического, культурного, административного.
Нужна национализация в самом широком смысле — подчинение экономического и культурного пространства интересам страны.
Народ не любит мажоров. Они воруют.
Народ не любит чиновников. Они воруют.
Народ хочет, чтобы среди чиновников принцип кормления сменился на принцип служения.
Национализация как служение.
Такая национализация приближает власть к народу. У низов нет сбережений. Его единственный капитал – социальные права и традиционные нравственные ценности. И именно этот символический капитал является единственным гарантом сохранения народа.
Этот символический капитал — гарантия выживания. Поэтому народ инстинктивно и очень цепко держится за этот капитал — за социальные права и традиционные нравственные ценности. И будет за них биться жёстко.»
Источник