Москва, 31.10.2020, 19:30:07, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Андрей Котов.
В 1943 году, когда война еще была в самом разгаре, и до Победы было далеко, конструкторы автомобильного завода им. Сталина начинают разрабатывать новую модель легкового автомобиля. Зачем? Оказывается, великий вождь, любитель американской марки «Паккард», поручил разработать подобный отечественный автомобиль. Эта машина должна была стать символом победы советского народа, символом новой жизни. Так на свет появился ЗиС-110. Советская модель очень напоминала Packard 160 Super Eight, однако все же не являлась точной копией «американца».
«Шасси No18» для великого вождя
Сталин был доволен, и тут же «заказал» персональный ЗиС для собственного пользования. Однако с точки зрения безопасности простой гражданский автомобиль не подходил для столь важной персоны. Было принято решение разработать бронированную версию для высших чинов, которая внешне ничем бы не отличалась от гражданских авто. Эта модель получила индекс ЗиС-115, и имела ряд конструктивных особенностей. А персональной машине Сталина присвоили кодовое название «Шасси No18». Появилась на свет она в 1949 году.
Самое главное — пуленепробиваемый салон. Он представлял собой бронированную капсулу, которая устанавливалась на усиленное шасси. Стекла были огромной толщины — 7,5 сантиметров, и состояли из огромного количества слоев: бронированного, из вязкого оргстекла, чтобы в случае попадания пули осколки не разлетались вокруг, и затем каленого стекла, которое должно было окончательно погасить ударную силу пули. Между слоями размещался специальный порошок для впитывания влаги, поэтому такие стекла не потели. Убранство салона аскетичным не назовешь: обивка была сделана из натуральной кожи, велюра и шерсти. Деревянные панели — из карельской березы. Напольные покрытия представляли собой натуральные ковры. Особого внимания заслуживает подсветка приборной панели: ее цвет менялся в зависимости от скорости движения машины. Для середины ХХ века это было мегакрутым инженерным решением!
В движение бронеавтомобиль приводил 6-литровый 162-сильный силовой агрегат. Благодаря ему автомобиль мог достигать максимальной скорости 110 км/ч, при этом расходуя до 30 л горючего. Из технических особенностей — наличие дополнительного масляного радиатора.
«Расстрел» за качественную работу
Приемка автомобиля осуществлялась необычным способом. Поскольку во главу угла ставилась безопасность пассажиров, сотрудники органов безопасности испытывали это качество автомобиля на самих разработчиках. Их посадили в салон автомобиля, а затем… расстреляли машину из автоматов. Техника не подвела, и все остались живы. В качестве благодарности за хорошо выполненную работу всех «подопытных» затем пригласили на фуршет.
После смерти вождя его персональный автомобиль должен был быть уничтожен — так гласила секретная инструкция по использованию таких машин. Но по каким-то неизвестным причинам директива не была выполнена, и автомобиль был передан в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Там он выполнял роль инкассаторской машины, пока окончательно не устарел и не был списан. От порезки на металлолом машину спас один профессор Бауманского университета, выкупивший машину, и затем продавший ее коллекционеру Вадиму Задорожному. В 2000-х годах машину отреставрировали, потратив на процесс 5 лет и около 200 тысяч долларов. Однако в декабре 2019 года автомобиль был похищен из гаража, где он хранился. Автомобиль вывезли с помощью эвакуатора, затем следы его теряются. По экспертным оценкам, автомобиль оценивается в 2,5 миллиона долларов.