СтатьиРоссия и соломоново решение в Нагорном Карабахе
Добромир17.11.20200
Неделю назад Москва объявила о своем решении направить миротворческие войска в Нагорный Карабах, тем самым положив конец более чем полуторамесячным напряженным боям и нескольким десятилетиям спорадических вооруженных столкновений между проармянскими сепаратистами из Нагорного Карабаха и Азербайджаном.
Выбор, сделанный российским руководством, напоминает библейскую притчу о соломоновом решении. Израильский царь Соломон мудро рассудил двух женщин, каждая из которых заявляла, что является матерью ребенка, судьбу которого предстояло определить царю. Соломон выявил их истинные чувства и отношение к ребенку, предложив разорвать ребенка на две части, чтобы каждая женщина получила половину.
В глазах руководства Азербайджана вмешательство России в Нагорном Карабахе лишь отчасти является успехом. После нескольких недель непрерывных боев, вооруженные силы Баку обладали неоспоримым преимуществом, в том числе благодаря полученным из Израиля беспилотникам, которые позволяли уничтожать устаревшую советскую военную технику, используемую армянскими сепаратистами на территории Нагорного Карабаха и близлежащих районов. Освобождение Шуши 8 ноября и все более стремительное истощение проармянских сил предвещали полную и окончательную победу. Известие о введении миротворческих сил оказалось печальной новостью в такой момент, когда события, казалось, развиваются идеальным образом для Баку.
Для Еревана известие о том, что Нагорный Карабах останется под контролем армян, также было частичным утешением. В результате армяне и сепаратисты из Нагорного Карабаха избежали возможного полного поражения, хотя размещение российских войск знаменует возвращение Шуши и многочисленных ранее оккупированных территорий на периферии исторической родины армян под контроль Азербайджана.
Для России этот выбор также является нелегким, как с финансовой, так и с дипломатической точки зрения. Кроме того, роль миротворца предвещает многочисленные потенциальные неприятности на международном уровне. Начать можно было бы с того, что отныне Кремль фактически будет вынужден отвечать за защиту гражданского населения Нагорного Карабаха, поскольку вывод российских войск приведет к возобновлению военных действий, которые будут направлены против жителей района, причем с обеих сторон.
Кроме того, Москва вновь окажется в глазах Запада деструктивной силой, и особенно в глазах так называемой Минской группы ОБСЕ. Дело в том, что Россия, Соединенные Штаты и Франция являются сопредседателями упомянутой группы, и присутствие российских миротворческих сил на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе означает, что Россия является единственной страной, от которой зависит урегулирование конфликта. Это дает Кремлю несомненное преимущество, которое Франция и Соединенные Штаты едва ли оценят.
Наконец, в финансовом плане, обеспечение постоянного военного присутствия двухтысячного контингента сопряжено с немалыми материальными издержками. Москве придется вкладывать деньги в свои вооруженные силы на линии соприкосновения, не имея никакой возможности вывести их и не получая от этого ни малейшей выгоды, поскольку трудно предположить, что взаимная ненависть, существующая между двумя народами, исчезнет в обозримом будущем. Именно поэтому СССР (а затем Российская Федерация) крайне неохотно посылали свои войска в Нагорный Карабах во время и после войны 1988-1994 годов.
Впрочем, в конечном итоге Кремль получит значительную косвенную выгоду от военного присутствия в регионе, где ранее этого присутствия не было, а также немалые доходы от экспорта оружия обеим противоборствующим сторонам. Армения в высшей степени заинтересована в том, чтобы придерживаться дипломатической позиции Москвы и по-прежнему закупать российскую технику, чтобы завоевать расположение Кремля и избежать вывода миротворцев. Азербайджан должен делать примерно то же самое, то есть приобретать еще больше российской военной техники, а также пойти на дипломатическое сближение с Москвой, чтобы получить ее одобрение на возвращение оккупированных территорий, пока остающихся под контролем армян.
В отличие от истории с судом Соломона, ни армяне, ни азербайджанцы не готовы смириться с потерей Нагорного Карабаха. Таким образом, Россия входит в южно-кавказский регион, не зная, сможет ли она когда-нибудь выйти из него. Это может привести к непредсказуемым последствиям, как в рамках Минской группы, так и в двусторонних отношениях с Турцией, которая оказала дипломатическую и военную поддержку Азербайджану.
В докладе ЦРУ «Нестабильность на Кавказе и вызов со стороны национализма», опубликованном в 1988 году, уже упоминались причины, которыми объяснялось нежелание Москвы вмешиваться в нагорно-карабахский конфликт. Среди этих причин выделялись две основные: неспособность Кремля нейтрализовать стремление армян и азербайджанцев восстановить полный контроль над этой территорией и значительные финансовые издержки, сопряженные с обеспечением мира.
Направив свои миротворческие силы в Нагорный Карабах в ноябре 2020 года, включая 1960 военнослужащих, 90 единиц бронетехники, а также 380 единиц спецтехники и иного оборудования, Москва пошла вразрез с решением Кремля в 1994 году. Пока остается неясным, как отреагируют на эту новость Анкара и новая американская администрация.
Источник