1591743_original-6025856

ОбществоЭффект якоря
Добромир10.10.20200

Если спросить каждого из нас, как мы принимаем решение или выносим суждение по какому-нибудь важному вопросу, то в большинстве случаев последует что-нибудь вроде «я сначала рассматриваю ситуацию со всех сторон, рационально всё обдумываю и только потом решаю».

Но тут кроется большое заблуждение. На самом деле, даже самые «обдуманные» и «взвешенные» решения далеко не так рациональны, как нам кажется. Виноват в этом психологический феномен под названием «эффект якоря».

Суть этого эффекта заключается в том, что первое впечатление накрепко заседает в нашем мозгу и становится своего рода «отправной точкой» для всей последующей информации, получаемой по тому же самому поводу.

Во время эксперимента, проведённого с целью изучения эффекта якоря, исследователи попросили две группы добровольцев прикинуть, сколько африканских стран представлено в ООН. Для первой группы вопрос был сформулирован так: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65%?», для второй чуть иначе: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 10%?». Затем людей просили назвать своё предположительное число. В результате в первой группе были названы более крупные числа. То есть на их суждение явно повлияло выдуманное и навязанное число-якорь (65 % и 10 %).

Нам всем нужен ориентир, точка отсчёта, на которую можно опереться. И когда мы не знаем точного ответа, то хватаемся за первую «соломинку», до которой можем «дотянуться». Этой нашей слабостью вовсю пользуются разного рода торговцы.

Рестораны тоже пользуются этим эффектом: вы раскрываете меню и первым делом видите невероятно дорогое блюдо, которое ни за что, конечно же, не будете заказывать. Ресторану этого от вас и не нужно — цена этого блюда выполняет функцию «якоря». Зато цены на все последующие блюда покажутся вам вполне приемлемыми, и вы будете гораздо щедрее.

Читать так же:  Загрязнение Тихого океана на Камчатке: причину экологической катастрофы назвала местная власть

Самое любопытное, что потом эту «отправную точку» не сдвинуть никакой силой: эффект якоря действует даже в том случае, если вы о нём знаете или первые сведения совершенно абсурдны.

Согласны с этим?

Я вот точно знаю, что очень много моих результатов выбора чего нибудь — это первое, что мне попалось. Рассмотрение потом кучи вариантов все равно возвращает меня к первому варианту и он остается выбранным. Конечно же у меня при этом куча аргументов, что он самый лучший. Но, может быть так и есть 🙂

Источник

By admin

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *