ОбществоЭффект якоря
Добромир10.10.20200
Если спросить каждого из нас, как мы принимаем решение или выносим суждение по какому-нибудь важному вопросу, то в большинстве случаев последует что-нибудь вроде «я сначала рассматриваю ситуацию со всех сторон, рационально всё обдумываю и только потом решаю».
Но тут кроется большое заблуждение. На самом деле, даже самые «обдуманные» и «взвешенные» решения далеко не так рациональны, как нам кажется. Виноват в этом психологический феномен под названием «эффект якоря».
Суть этого эффекта заключается в том, что первое впечатление накрепко заседает в нашем мозгу и становится своего рода «отправной точкой» для всей последующей информации, получаемой по тому же самому поводу.
Во время эксперимента, проведённого с целью изучения эффекта якоря, исследователи попросили две группы добровольцев прикинуть, сколько африканских стран представлено в ООН. Для первой группы вопрос был сформулирован так: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65%?», для второй чуть иначе: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 10%?». Затем людей просили назвать своё предположительное число. В результате в первой группе были названы более крупные числа. То есть на их суждение явно повлияло выдуманное и навязанное число-якорь (65 % и 10 %).
Нам всем нужен ориентир, точка отсчёта, на которую можно опереться. И когда мы не знаем точного ответа, то хватаемся за первую «соломинку», до которой можем «дотянуться». Этой нашей слабостью вовсю пользуются разного рода торговцы.